thaw (thaw) wrote,
thaw
thaw

Categories:
  • Mood:

Посвящается

В ...надцатый раз натыкаюсь на тему "людей со склонностью к сложным конструкциям в личной жизни". Благодатная почва для звездострадания такая благодатная. Впрочем, далеко не единственная благодатная почва для звездострадания.

В связи с неумолимо наступающим осенним обострением хочу описать... не панацею, конечно, но один из полезных инструментов работы с ситуациями, располагающими к звездостраданию. Велосипед собственного изобретения, оттестирован на себе же. Пост, соответственно, субъективный, я знаю, сообщать мне об этом отдельно не нужно.
Если придётся кстати -- буду рада. Нет -- не используйте, не настаиваю.
Updated: и комментарий по мотивам обратной связи

Когда проблема зашкаливает по значимости, в голове она, как правило, имеет мало общего с тем, как выглядит та же ситуация со стороны.
Банальность, да. Ну так вот, первым делом нужно прочувствовать -- не понять, а прочувствовать -- эту простую истину.
Подробно: как мы сами выглядим своим внутренним взором в этой ситуации? Прекрасная дева, укротительница единорогов? Отвергнутый влюблённый, способный хренадцать лет ждать свою избранницу? Выдающийся любовник, красавец-умница и просто само совершенство? Какая-нибудь Медея-Андромеда-Венера-Джульетта (подставить нужное, вычеркнуть ненужное)?

Получилось? Проделайте то же самое для остальных участников ситуации. Процесс может занять много времени, заранее решите, что вам некуда спешить. Пусть каждый идеализированный образ станет как можно чётче. Коварная соперница, отвергшая возлюбленная, Ужасные Родители, кто у вас там ещё в ситуации присутствует -- найдите для каждого два-три наиболее цепляющих эпитета, наиболее подходящих ассоциации. Представьте себе два-три (или сколько нужно) "стоп-кадра", в которых всё происходящее было бы отражено как можно чётче -- до слёз, до дрожи, чтобы брало за душу. И так -- пока у вас не сложится "коллаж", наиболее чётко описывающий больные точки (ладно, эмоционально окрашенные моменты) Вашего восприятия ситуации. Вот Он целует коварную соперницу. Вот Она обнимает другого. Вот вы, прекрасный(-ая) и неоценённый(-ая), стоите в темноте и смотрите на ночной город, заливаете слезами фотокарточку (подушку, сиськи Другой, жилетку Другого), режете вены и лежите в ванне, подобно огурцу в томатном соусе увековеченным классиками жертвам несчастной любви или, на худой конец, жестоких родителей. Или ещё кого-нибудь, на ваше усмотрение.

Картинка сложилась? Прекрасно.
Переходим к следующему этапу. Он будет гораздо более длительным, чем предыдущий. Так что заранее советую: не торопитесь выбрасывать старый диван, выбросьте его медленно, со вкусом.

Приготовились? Начинаем?
Подходим к зеркалу. Сначала -- с закрытыми глазами.
Представляем себя-чудесную или чудесного, как в той выстраданной картинке о ситуации.
Открываем глаза.

Если меня не читает топ-100 журнала Forbes вкупе с финалистками конкурсов красоты и нобелевскими лауреатами, в чём я сомневаюсь, то в зеркале вы увидите умеренно преуспевающего (или не преуспевающего) человека -- ничего такого, от чего перехватило бы дыхание и замерло сердце. (Кстати, если от прелести собственного отражения у вас перехватило дыхание и замерло сердце, то поздравляю, у вас нет проблем. Проблемы, вероятно, есть у окружающих с вами, но вы своим нарциссизмом не страдаете, а наслаждаетесь, можете прекращать чтение.)
Посмотрите на отражение максимально отстранённо. Сейчас это просто парень (девушка, тётенька, мужик, дедка или бабка) с соседней улицы.
Начните дополнять этот образ деталями биографии, оставаясь всё в том же нейтральном ключе. Никаких, я настаиваю, описаний психотравм и внутреннего мира, только факты -- родился... вырос... поступил... окончил... женился, развёлся, сменил работу, что ещё?
Не торопитесь. Вспоминайте всё, что не имеет отношения к значимым по сей день травмам. Ребёнок. Школьник. Студент. Обычная жизнь со своими маленькими (или не очень) радостями и горестями.
Если вы начинаете воспринимать то, что видите в зеркале, как школьного товарища (знаю много лет, неплохой в целом человек, ошибается, как все мы, но кто не ошибается, при необходимости помогу и посочувствую, но без фанатизма), пора переходить к следующему этапу.

Поместите образ "себя как школьного товарища" в свою эмоционально окрашенную картинку ситуации и понаблюдайте, как она трещит по швам и рассыпается на части.

Почему? Элементарно, Ватсон.

Вы хорошо представляете себе, как женщина с (допустим) десятком случайных партнёров и недолюбовей в анамнезе ("ну а кто не ошибался?"), работающая в офисе и вяло флиртующая с парой сослуживцев, начинает вести себя как шекспировская Джульетта или ещё какая-нибудь леди Макбет?
Как тихий программист с посредственной внешностью начинает употреблять речевые обороты (и ладно бы обороты, сценарные схемы), позаимствованные прямиком из легенд о рыцарях Круглого Стола (ну хорошо, бесконечных вампирских саг, это мне ближе)?
Как женщина бальзаковского возраста посредственной внешности и ни разу не выдающихся душевных достоинств внезапно решает наверстать упущенное, начинает верить в собственную неотразимость и вести себя соответственно (такую картину я наблюдала очень близко и до сих пор под впечатлением)?

Вам ничего не режет глаз в этой картине, нет?

Когда оправитесь от пережитого инсайта, вам останется сделать только одно.
Запастись фотокарточками остальных участников ситуации и вспомнить (либо додумать, это не столь важно) основные факты их биографии. Да, в том же ключе -- родились, поступили, окончили, поженились, развелись, потеряли работу, устроились на новое место... По возможности представьте себе их жизнь -- обычный рабочий день, как он может выглядеть?..

Сделали? Прекрасно. Самое сложное позади. Теперь вы можете поместить в свою шекспировскую драму образы, приближенные к реальным.
Опять же, не торопитесь. Прочувствуйте эту новую картину.
Посмотрите на этих взрослых, умеренно заурядных (а даже если и незаурядных?) людей, заигравшихся в Ромео и Джульетту, леди Макбет Мценского уезда или ещё какую-нибудь мифологично-сценарную сказку. Что бы вы сказали школьному товарищу (или подруге) из зеркала, если бы они пришли к вам за советом в аналогичной ситуации?
Не торопитесь. Подумайте над ответом. Запомните его.

Теперь можете окинуть взглядом происходящую драму с высоты птичьего полёта.
Где-то там, внизу, под серым, свободным и ничьим небом живёт тихий полноватый менеджер среднего звена, упивающийся сагами о короле Артуре.
Его возлюбленная, яркая, стервозная, слегка прыщавая девушка с жёлтыми зубами, мечтает жить на Манхэттене (и с Деми Мур делиться секретами, да-да) на своей съёмной квартире в спальном районе, и поддельные Прады с Дольче Габбанами ей в помощь.
Возможность осуществить свою мечту она видит в одном из начальников, менеджере не среднего звена, к сожалению, женатом и с детьми.
Менеджер не среднего звена, пресытившийся несвежим телом жены-ровесницы, потихоньку мечтает изменить свою жизнь, и поэтому заводит интрижку с юной сотрудницей (после того, как смена обоев на рабочем столе не приносит ему удовлетворения).

Через год кто-нибудь из участников (не суть важно, кто), допустим, совершает унылейшее бытовое преступление в состоянии опьянения, и все они встречаются в зале суда, где несколько заседаний кряду выносят мозг судье, присяжным и друг другу своими уникальными и высочайшими чувствами.
Или, что бывает гораздо чаще, ничего такого не происходит. Время от времени все они напиваются со школьными друзьями и подругами, излагая им невыносимо затянутую хронику шекспировских страстей местного разлива.
И где-то далеко (счастье, если далеко!) обитают Ужасные Родители, едва не поломавшие жизнь нашим лирическим героям (тм). Иногда -- реже -- Прекрасные Родители, многому научившие наших лирических героев (тм).

Посмотрите с как можно большей высоты на этот город женщин, ищущих старость, сиречь непонятых одиночеств беспросветного эгоцентризма, невдолбенных страстей вялых интрижек и величайших преступлений во имя высоких идеалов бытовухи на почве алкоголизма.
Послушайте, как очень разные, живые, одинокие и страдающие люди (нет, не только вы, не только окружающие, а каждый второй и каждый первый в этом городе, не говоря обо всех остальных) пытаются вписаться в прокрустово ложе двух с половиной схем Великой Любви, Героической Жизни, Идеальной Семьи и тому подобное.
Подумайте, хотите ли вы оставаться в этой игре, о которой Станиславский почти наверняка отозвался бы нецензурно.

Если нет -- поздравляю. У вас появился шанс познакомиться с собой и окружающими, а не только своими плоскими (неизбежно плоскими) идеализированными образами и сценарными моделями.

Добро пожаловать в реальный мир.
Tags: околопсихологическое
Subscribe

  • Ирина Борисовна Морозовская, продолжение

    Задумчивое такое продолжение. Очень интересно мне в последнее время наблюдать, как ИБМ мило общается с человеком, которому она много лет разрушала и…

  • Очень жаль осьминога...

    Самоубийство часто бывает проявлением депрессивного полюса спектра маниакально-депрессивных состояний, и это обычно приводят в качестве причины…

  • Фрэнк Л. Саммерс, "За пределами самости"

    Оказывается, Берта Паппенгейм ("Анна О.") последние сорок лет своей жизни боролась за права беженцев, сирот и бездомных. И даже основала…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 97 comments

  • Ирина Борисовна Морозовская, продолжение

    Задумчивое такое продолжение. Очень интересно мне в последнее время наблюдать, как ИБМ мило общается с человеком, которому она много лет разрушала и…

  • Очень жаль осьминога...

    Самоубийство часто бывает проявлением депрессивного полюса спектра маниакально-депрессивных состояний, и это обычно приводят в качестве причины…

  • Фрэнк Л. Саммерс, "За пределами самости"

    Оказывается, Берта Паппенгейм ("Анна О.") последние сорок лет своей жизни боролась за права беженцев, сирот и бездомных. И даже основала…